Это было живописное место, где в 1380 году по пути на Куликово поле войско Великого князя Дмитрия Ивановича остановилось на отдых. Именно здесь по легедне явилась князю Дмитрию икона Святителя и Чудотворца Николая, укрепила Князя верой и надеждой и “сия вся угреша сердце его”. С тех пор это место называется Угреша.

Возвращаясь с Куликовской битвы, отслужили молебен на месте чудесного явления иконы, и князь повелел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя Святителя Николая. Из монастырских синодиков известны имена первых игуменов – Сергия и Иоанна.

Не раз монастырские стены видели вражеские полчища: татарскую конницу, литовцев, французов. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Махмет-Гирея. Но всего несколько десятилетий понадобилось обители, чтобы возродиться. В XVI веке был построен главный храм обители – величественный Никольский собор (перестроен в XIX веке, взорван в 1940 году; новое здание построено в начале XXI века).

В 1611 году воеводы Прокопий Ляпунов и Иван Заруцкий сделали монастырь местом сбора своих полков перед походом на Москву, занятую поляками.

Богатству и славе монастыря способствовало то, что находился он поблизости от дворцового села Острова, любимого и часто посещаемого московскими царями. По дороге из Москвы Царская семья непременно совершала “угрешский поход” в обитель со всей своей свитой. Здесь бывали на богомольях Василий Третий, Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович (он сделал таких походов тринадцать), Алексей Михайлович (а он – девять), Пётр Первый. Во время одного из самых замечательных “угрешских походов” царя Алексея Михайловича, 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий и Московский Иоасаф (александрийский и антиохийский владыки приезжали в Москву на церковный собор, осудивший и низвергнувший патриарха Никона).

В 1602 году сюда по преданию бежал из Москвы слуга бояр Романовых Григорий Отрепьев. В 1666 года в монастыре были некоторое время заточены старообрядцы – протопоп Аввакум, дьякон Фёдор и поп Никита Добрынин. Царь Алексей Михайлович приезжал сюда специально, чтобы добиться от Аввакума отречения от “ереси”. В сентябре этого года Аввакум был переведен отсюда в Пафнутьев-Боровский монастырь.

Именно к XVII веку относятся самые ранние из дошедших до нашего времени строений обители. В их числе – одна из башен, стоящая сейчас слева от основного входа:

Николо-Угрешский монастырь

А вот другая – и последняя – из сохранившихся башен XVII века, на архитектуру XVII века сейчас совсем не тянет. Однако именно она связана с именем непримиримого старообрядца Аввакума: по преданию, именно здесь он был заточен. В связи с позднейшим расширением территории обители, эта башня оказалась аккурат посередине монастыря и была перестроена практически до неузнаваемости. Сейчас это – нечто вроде беседки:

Николо-Угрешский монастырь

Эта беседка примыкает к интересному архитектурному сооружению, сохранившемуся с XVII века с некоторыми искажениями. Государевы и Патриаршие палаты с Успенской церковью были сооружены в XVII веке и перестроены в XIX столетии. С серной стороны к Успенской церкови примыкает маленькая белокаменная церковь Апостола Матфея и Параскевы Пятницы, построенная (или основательно перестроенная), судя по всему, в XVIII столетии (точных данных найти не могу):

Николо-Угрешский монастырь

Успенская церковь (окна третьего яруса оформлены в XIX веке):

Николо-Угрешский монастырь

 

Колокольня в три яруса была построена в монастыре при Императрице Елизавете Петровне в XVIII веке по проекту архитектора Ивана Жеребцова. В 1840 году на втором ярусе колокольни была устроена церковь в честь усекновения главы Иоанна Предтечи.

В 1850 году колокольня была достроена до шести ярусов и достигла высоты 93 метра. На ней было 18 колоколов, самый большой, “Благовестник” (1878), весил 1230 пудов (19,7 тонн). По его нижнему краю шла надпись: “Благовествуй земле радость велию”.

Николо-Угрешский монастырь

В связи с секуляризацией церковных земель ограничением числа монашествующих, XVIII век явился сложным временем для русских монастырей. Николо-Угрешский монастырь пережил тогда период разрухи, какой не помнил со времени татарских набегов. Монашеская братия в Угреше таяла с каждым годом: в 1833 году в монастыре осталось лишь шесть человек и речь шла об упразднении обители.

Но игумен Иларий – бывший оптинский монах, постриженник Соловецкого монастыря – и его приемник, преподобный Пимен, долго, терпеливо и успешно трудились над возрождением былого духа Угрешской обители, заложив этим основу для ее подъема и расцвета. С 1840-х годов на протяжении полувека монастырь непрерывно отстраивался. Обновлялись стены, перестраивались старые и новые церкви. Были построены новые кельи и гостиницы для паломников.

Вот, например, церковь Иконы Божией Матери Казанская – пятиглавый кирпичный храм эклектичных форм при монастырской богадельне в юго-восточном углу монастыря. Построен он был в 1869-1870 годах:

Николо-Угрешский монастырь

Или, например, красивые корпуса келий (вторая половина XIX века) и церковь во имя иконы Божьей Матери “Всех скорбящих радость” (1869), составившие единый ансамбль:

Николо-Угрешский монастырь

Новые монастырские стены с башенками также были построены в 1855-1866 годах при масштабной реконструкции монастыря:

Николо-Угрешский монастырь

Разумеется, они не имеют оборонного значения, как древние стены и башни, почти не пощаженные временем, скорее декоративное. Как, например, самый интересный участок монастырской стены, обычно называемый “Палестинской стеной”. Во второй половине 19 века, в связи с возросшим интересом к русским древностям, здесь попытались вопроизвести как бы средневековый русский город в условных формах, взятых из книжных миниатюр и иконных клейм.

Эта эпоха была временем небывалого расцвета обители. Монастырь был одним из самых посещаемых. Грандиозный Преображенский собор, сооруженный архитектором А.С. Каминским 1880-1894 годах, стал доминантой монастырского ансамбля. Его возведение было приурочено к честь 500-летия обители. Высота собора – 75,5 м. Грандиозный пятиярусный иконостас для него в конце XIX века изготовил художник В. А. Астафьев.

Тот же А. С. Каминский, что построил самый грандиозный храм обители, возвиг и эту небольшую Никольскую часовню в память о явлении иконы св. Николая (1893):

Неоднократно обитель посещал Святейший Патриарх Тихон, последний раз он был здесь в 1924 году.

Приход к власти большевиков явился бедствием для всех русских монастырей. История Николо-Угрешского монастыря в годы социализма была типичной и весьма печальной: здесь царили разруха и запустение. В его стенах была организована колония для беспризорников – трудкоммуна имени Ф. Э. Дзержинского. При участии её воспитанников была проложена железная дорога от станции Панки до Угрешской слободы, получившей теперь название Посёлок имени Дзержинского. Этот посёлок и стал прообразом современного города.

В 1940 году было уничтожено самое старое из сохранившихся на тот момент сооружений, главный (хотя и не самый большой в обители) храм – Никольский собор XVI века. Как известно, он был перестроен в конце XIX века.

Лишь в конце 1990 года в обители появились первые монахи. Теперь в обители 19 монашествующих и 14 послушников. В 1998 году при монастыре открыто Духовное училище, преобразованное в 1999 году в Николо-Угрешскую Семинарию. Монастырь имеет статус Ставропигиального, его Священноархимандритом является Патриарх Алексий II, наместник обители – архимандрит Вениамин (Зарицкий).

В монастыре возведено несколько новых строений. Церковь св. Пимена Угрешского (2001-2002) – это каменный одноглавый храм, стилизующий формы XII в., который был выстроен на месте бывшего монастырского кладбища. Сооружен он в основном на средства – не пугайтесь! – Государственного управления исполнения наказаний при Министерстве Юстиции в память погибших сотрудников. Вот он:

Николо-Угрешский монастырь

Церковь-часовня Страстей Господних в Николо-Угрешском монастыре – это небольшой каменный шатровый храм, стилизующий формы зодчества XVI в. Построен в западной части монастыря в 2003-2004 годах:

Николо-Угрешский монастырь

Наивные люди вроде меня продолжали надеяться, что древнейшее их сохравшяхся до недавнего времени сооружений монастыря будет восстановлено в прежних формах. И всё же прежний облик древнего храма нам не суждено увидеть.

Конечно, в земле сохранялся и фундамент, и детали прежнего собора, а также старые захоронения под его стенами. Подготовка к “воссозданию” храма шла слишком стремительно, чтобы было время бережно отнестись к уцелевшим остаткам. Руководство монастыря пригласило археологов лишь в последний момент, когда при закладке нового собора (и заодно ликвидации фундамента старого) их буквально поймали за руку, к найденным в земле артефактам отнеслось более чем легкомысленно. Самые ценные детали поступили в институт археологии, а остальные остались в монастыре (судьба их мне неизвестна).

А собор был вновь возведён. Только к архитектуре прежнего древнего храма он не имеет отношения.

Новый Свято-Никольский собор XXI века на фоне Спасо-Преображенского собора XIX века. Этот собор – фантазия по мотивам храмов московской архитектурной школы XV-XVI веков: основным образцом послужила церковь Ризоположения в Московском кремле(надеюсь, приведённые фотографии старого и нового соборов убеждают в том, что не стоит верить заявлениям прессы о “воссоздании” или “реконструкции” собора). Впрочем, для современной архитектуры он достаточно удачен.

Нынешнее руководство монастыря, не мудрствуя лукаво, замазало все побелкой. Теперь тут только Христос, от остального не осталось ни сантиметра.

Впрочем, такие мелочи вряд ли волнуют кого-то, кроме искусствоведов. Обитель возрождена – и время покажет, будет ли она, как прежде, одним из самых значимых святынь православной церкви.

Вместе с монастырём обновляется и лик города. Совершенно по-новому выглядят сейчас его площади.

Вот такой стала одна из главных площадей города:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/0/14121/14121484_smdd_069.jpg

А вот такой – другая, на которой, собственно и стоит монастырь (вид в сторону монастыря уже был выше):

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/0/14121/14121302_lirudd_034.jpg

А памятник Дзержинскому туристам уже не показывают… Видимо, не за горами то время, когда вместо топонима Дзержинский мы увидим на карте Подмосковья старинное имя Угреша…

Пост обновлен и проверен 16.05.2023 автором Евгений К.